Время прочтения: 7 минут

101 БлогПраво для строителей
9 сентября 2026 г.

Какие правила УСН действуют в 2026 году?

В 2026 году основная ставка НДС составляет 22%, а верхний лимит доходов для УСН — 490,5 млн ₽. Освобождение от НДС зависит от порога 20 млн ₽. Разбираем ставки, условия и пример расчёта.

Какие правила УСН действуют в 2026 году?

Содержание:

  1. НДС на УСН: когда возникает обязанность платить
  2. Новые ставки УСН: За что придется платить больше
  3. Изменения по страховым взносам с 2026 года
  4. Практический расчет налоговой нагрузки
  5. Шаги по подготовке к реформе

НДС на УСН: когда возникает обязанность платить

Это самое обсуждаемое изменение, которое будет стоить большинству компаний на УСН в 2025 году, много миллионов на налоги в 2026 году. Давайте разбираться в нюансах наступающих нам на пятки перемен.

Если в 2025 компания с доходом до 60 млн рублей могла спокойно работать без НДС, то теперь платить дополнительные проценты будут все, чей доход превышает 20 млн рублей.

Кстати, доход в 20 млн рублей также является рубежом для тех, кто работает на ПСН. Подробнее об этом в статье про патент для строителей.

Подытожим: если ваш годовой доход превысит допустимые 20 млн рублей в 2026 году, вы потеряете право на освобождение от НДС и должны будете начать его уплату с 1-го числа месяца, следующего за месяцем превышения.

Конечно, это не значит, что всем придется платить новую красивую ставку 22%. Законодатели предусмотрели для предпринимателей 3 варианта работы с НДС:

Лимит дохода за год Ставка НДС Право на вычет «входного» НДС
свыше 20 млн ₽ до 272,5 млн ₽ 5% (Пониженная) Нет
свыше 272,5 млн ₽ до 490,5 млн ₽ 7% (Пониженная) Нет
свыше 20 млн ₽ до 490,5 млн ₽ 22% (Стандартная) Да

Источник: ФНС России — индексированные лимиты УСН в 2026 году.

Стандартная ставка НДС повышается с 20% до 22% для всех налогоплательщиков с 1 января 2026 года.

Новые ставки УСН: кому придется платить больше?

В 2026 году стандартные ставки УСН 6% для объекта «доходы» и 15% для объекта «доходы минус расходы» применяются при соблюдении условий режима; верхний лимит доходов составляет 490,5 млн ₽.

Повышенные ставки УСН 8% и 20% отменены с 2025 года. В 2026 году при соблюдении условий режима применяются стандартные 6% или 15% либо предусмотренные региональным законом пониженные ставки. Источник: ФНС России.

Основной целью этого изменения является поддержка масштабирования бизнеса. Хотя бы в плане налоговой ставки вас ждет стабильность.

Лимит годового дохода на УСН в 2026 году Ставка УСН «Доходы» Ставка УСН «Доходы минус расходы»
До 490,5 млн ₽ 6% 15%

Это отличная новость для растущих компаний (давайте видеть позитив тоже!)! Она позволяет вам существенно наращивать обороты в сфере строительства, отделки и дизайна, не опасаясь резкого скачка налоговой нагрузки по самому налогу УСН.

Изменения по страховым взносам с 2026 года

В 2026 году выросла единая предельная база страховых взносов и изменились условия льгот для МСП. Источник: ФНС России.

В 2026 году общий тариф — 30% в пределах годовой базы 2 979 000 ₽ на работника и 15,1% сверх неё. Регрессия сохранена. Пониженные тарифы МСП применяются при выполнении условий статьи 427 НК РФ; единого тарифа 21,5% для всех МСП нет. Источник: ФНС России.

Нагрузка зависит от права работодателя на пониженный тариф и размера выплат. Высокая зарплата сама по себе не означает отмену регрессии: по общему тарифу часть выплат сверх единой предельной базы в 2026 году облагается по ставке 15,1%. Источник: ФНС России.

Практический расчет налоговой нагрузки

Для примера возьмём бизнес в сфере отделки с доходом 50 млн ₽ без НДС и признаваемыми расходами 30 млн ₽. Предположим, что применяется НДС 5% сверх цены, а объект УСН — «доходы минус расходы» со ставкой 15%. Страховые взносы и иные налоги отдельно в этом примере не рассчитываются. Источник: ФНС России.

Показатель Сумма
Годовой доход (Выручка) 50 000 000 руб.
Годовые расходы 30 000 000 руб.
База УСН 20 000 000 руб.
Расчет налоговой нагрузки:
  1. Налог УСН (15%): 20 000 000 руб. × 15% = 3 000 000 руб.
  2. НДС (5%): 50 000 000 руб. × 5% = 2 500 000 руб.
  3. Итоговая налоговая нагрузка: 3 000 000 руб. +2 500 000 руб. = 5 500 000 руб 000 руб. = 5 500 000 руб.

Расчет делаем с пониженной ставкой НДС, потому что большинство клиентов МСБ — физлица или «упрощенцы». Об этом мы записали вас вас подробный подкаст о предстоящих налоговых изменениях. Переходите в Telegram-канал Приложения 101, чтобы послушать его, пока едете за рулем или куда-то идете.

Телеграм-канал 101

Шаги по подготовке к реформе

2 ключевых шага, которые помогут вам в этом и любом кризисе:

1. Внедрение управленческого учета в Приложении 101

Это единственное мобильное приложение, которое позволит вам навести порядок в финансах бизнеса без лишних хлопот. Запишитесь на бесплатную встречу с экспертом Приложения 101, чтобы разобраться в финансовых показателях бизнеса, начать контролировать деньги, которые проходят через компанию, и повысить прибыль с помощью современных инструментов.

Приложение помогает наладить управленческий учет, вести больше проектов и не терять средства, которые проходят через ваш бизнес.
На встрече вы узнаете, как:
  • отказаться от Excel и бумажных чеков;
  • ускорить выплаты от заказчиков;
  • получить юридическую защиту своих действий, которая позволит уверенно чувствовать себя в спорных ситуациях.

Вместе с экспертом в прямом эфире вы сможете настроить приложение под нужды своей компании. Эксперт расскажет и покажет, как уже в течение недели вы найдете «потеряные» средства и освободите себе до 20 часов рабочего времени.

2. Присутствие в сообществе прогрессивных предпринимателей.

У нас есть Telegram-канал с множеством полезных материалов о ведении проектного бизнеса, налогах и учете. А также для вас мы создали открытый чат для обмена опытом, передачи заказчиков и общения на профессиональные темы.